КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ  

  У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА    СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ

 

исследовательская работа

Автор:

Рудэнко Игорь Александрович,

учитель физической культуры   КГБОУ  ШИ  6,  г. Хабаровск

Современное общество развивается на основе идей  гуманизации, предполагающей раскрытие и реализацию творческого потенциала каждого человека, в том числе и людей с отклонениями в здоровье.

Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков. Специалисты многих областей науки пытаются если не устранить, то серьезно уменьшить имеющиеся недостатки и их последствия.

Одним из принципов работы в специальных ОУ для аномальных детей с отклонениями здоровья является коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, основной теоретической концепцией которого является изучение и понимание глухого ребенка с его сложной формирующей системой психической деятельности, отражающей индивидуальную структуру дефекта и компенсаторных процессов.  В исследованиях Р.Д.Бабенковой (1983), И.С.Бериташвили, С.Н.Хчинашвили (1958), Г.В.Трофимовой (1979), Н.Г.Байкиной (1992), В.А.Какузина (1973), Б.В.Сермеева (1990) отмечены особенности развития глухих детей, их различия со здоровыми сверстниками.

Полноценное воспитание детей, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физической подготовленности и развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности глухого дошкольника.

Научный поиск путей оптимизации обучения глухих и слабослышащих позволил ведущим представителям дефектологической науки (Л.С.Выготский;  Р.М.Боскис, 1963, 1975;  А.П.Гозова, 1968; А.Г.Зикеев, 1976;  Т.В.Розанова 1978, 1980; Ф.Ф.Рау, 1981; Ж.И.Шиф, 1941, 1954, 1962), что коррекция недостатков двигательной сферы может быть эффективной при условии мобилизации всех компенсаторных возможностей глухих детей. Однако данный вопрос изучен фрагментарно и недостаточно глубоко, хотя необходимость разработки данного направления совершенно очевидна и вызывается рядом обстоятельств. Важнейшим из них является тот факт, что средства и методы обучения физическим упражнениям, используемые в массовых детских садах и школах, не могут быть в полной мере перенесены в систему обучения глухих и слабослышащих детей.

Система средств, используемых для коррекции и компенсации физических недостатков, должна обладать разносторонним характером воздействия. Этим требованиям в полной мере отвечает адаптивная физкультура. Являясь составной частью физического воспитания глухих детей школьного возраста, адаптивная физкультура (АФК) имеет большое значение для всестороннего положительного влияния на организм, коррекции двигательных нарушений, а также для уменьшения недостатков общего физического развития глухих и слабослышащих детей   школьного возраста (Е.З.Яхнина, 1985; Л.В.Глубокова, Е.З.Яхнина, 1987;Г.Н.Яшунская, 1986; В.А.Кручинин, 1990; И.Н.Ляхова, 1990).

В то же время, использование средств АФК  в коррекционно-педагогической работе с глухими и слабослышащими детьми дошкольного и младшего школьного возраста не нашло своего отражения в дефектологии, сурдопедагогике, теории и практике физического воспитания. Кроме того, до настоящего времени остаются открытыми вопросы о возрастной динамике становления функциональных систем организма, двигательных и психомоторных функций глухих и слабослышащих детей, темпов их роста, сопутствующих дефектов развития и заболеваний, без знания которых невозможно построение процесса физического воспитания. Эти обстоятельства определили актуальность направления исследования, его предмет, цель и задачи.

Таким образом, большая практическая потребность в создании новых, нетрадиционных организационно-методических подходов к процессу физического воспитания   младших  школьников с нарушенным слухом вызывает необходимость проведения настоящего исследования.

 

 

Скачать документ